Виниловые пленки (автовинил) это особые самоклеящиеся плёнки, сделанные из высококачественного синтетического полимера - поливинилхлорида, используемые для оклейки наружных кузовных и внутренних декоративных элементов автомобиля. Поливинилхлорид или пвх представляет собой бесцветный, прозрачный термопластичный полимер, обладающий хорошей химической стойкостью, стойкостью к температурному воздействию, хорошей эластичностью и высокой прочностью. Поливинилхлорид является одним из самых распространенных и универсальных синтетических полимеров, который находит применение почти в каждой сфере нашей повседневной жизни, начиная от производства труб, изоляционных материалов, предметов медицинского назначения, до искусственных кож, линолеума, пленок для натяжных потолков, виниловых пленок для автостайлинга и т.д.
В процессе движения лакокрасочное покрытие автомобиля подвергается механическим повреждениям от мелких камешков, песчинок и т.д., в результате чего, краска может выгорать, трескаться от воздействия солнечных лучей, а в зимний период разрушаться от хим. растворов, соли и др., используемых дорожными службами и т.д. Использование виниловых пленок, позволяет не только защитить лакокрасочное покрытие автомобиля от воздействия факторов внешней среды, но и дает возможность улучшить внешний вид автомобиля, и может являться отличной альтернативой декорирования элементов автомобиля, методом аэрографии. Помимо этого, оклейка виниловой плёнкой позволяет существенно сократить расходы, связанные, например, с окраской автомобиля, ведь цена виниловых пленок, необходимых для оклейки всего автомобиля, значительно ниже, чем стоимость полной окраски автомобиля. При этом, эксплуатационные свойства виниловой пленки не только не уступают лакокрасочному покрытию, наносимому на заводе-изготовителе, но и по многим параметрам превосходят его, способствуя более длительной эксплуатации транспортного средства.
Типы виниловых пленок на авто
По способу производства виниловые плёнки делятся на литые и каландрированные пленки, и отличаются прежде всего тем, что изготовлены по разным технология и имеют разную толщину основы. Литые плёнки обычно имеют толщину менее 150 мкм, имеют высокую прозрачность, хорошо тянуться и обладают по сравнению с каландрированными виниловыми пленками, более длительным сроком эксплуатации, более 3 лет.
Каландрированные плёнки обычно имеют толщину 180-200 мкм и более, обладают высокой прозрачностью и служат не более 1-2 лет. Дополнительными отличиями литых виниловых плёнок от каландрированных, помимо толщины, является их более хорошая эластичность в холодном состоянии, что упрощает их наклейку на сложно профилированные кузовные элементы автомобиля.
Как производят каландрированную плёнку?
Каландрированную виниловую плёнку получают путем пропускания размягчённой виниловой основы (ПВХ) между несколькими пар специальных валков (каландров), сделанных из высокопрочной стали, которые также используются для переработки различных термопластов, но большей частью поливинилхлорида. При изготовлении виниловой пленки, каландром – (от греческого слова – «каток», «валик») часто называют станок для формирования и производства виниловой пленки (листа полимера), получающейся путем пропускания пластической пвх массы через зазор между вращающимися валами/каландрами. Каландры весьма массивны, так как они прилагают большие усилия для раскатки твёрдого ПВХ до конечного продукта - тонкой виниловой плёнки, а сам процесс изготовления виниловой пленки методом каландрирования требует очень высокой температуры и давления. Основными характеристиками каландров является их длина, диаметр, взаимное расположение и их общее количество, используемое для получения готового продукта. Изначально, при производстве каландрированной виниловой пленки все сухие компоненты виниловой смеси, кроме красящих пигментов, загружаются, перемешиваются и нагреваются в ленточном смесителе еще до момента образования пластичной пасты из ПВХ и после того, как пасту пропускают через каландры, она принимает вид тонкой виниловой пленки.
Последние валки определяют конечную толщину и ширину плёнки, и могут придавать виниловой пленке структурированную или гладкую наружную поверхность. При необходимости, на первой стадии подготовки, в жидкую виниловую смесь вводят пластификаторы, различные поверхностно-активные вещества, в результате чего, получается виниловая пленка с заданными визуальными или эксплуатационными свойствами.
Как производят литую виниловую плёнку?
При производстве литых виниловых пленок к поливинилхлоридной смеси добавляют органический растворитель, благодаря чему получается не густая полимерная смесь, а киселеобразный пвх раствор. Этот способ изготовления виниловой плёнки отличается от каландрирования тем, что полимерный раствор не продавливается через каландры, а наливается на готовую скользящую подложку, в результате этого, при испарении растворителя, образуется литая виниловая плёнка. Себестоимость производства пленки методом литья, более высокая за счет того, что технология производства пленки ограничена временем изготовления и рабочей поверхностью, на которую может распределяться полимерный раствор. Но благодаря небольшой толщине и хорошей эластичности, литые виниловые пленки обладают лучшей эластичностью и их значительно проще наклеивать на сложно профилированные поверхности. Производимые для оклейки автомобилей виниловые пленки из поливинилхлорида, имеют с внутренней стороны тонкий клеевой слой, закрытый бумажной силиконизированной подложкой, которую перед оклейкой пленки на автомобиль, необходимо только отделить от ее основы.
Подготовка поверхности при оклейке виниловой пленкой
Виниловую пленку можно наклеивать практически на любые детали и элементы, как внутри салона, так и на наружные кузовные элементы автомобиля. Тем не менее, надо понимать, что наклейка виниловой пленки на не обезжиренную, загрязненную поверхность, а также на поверхность со следами коррозии, не обеспечит качественной защиты поверхности и приведет к тому, что через какое-то время на пленке могут появиться пузыри, вздутия и т.д., и в дальнейшем пленка будет отклеиваться. Поэтому качественная подготовка, обезжиривание поверхности кузовного элемента является важным и необходимым этапом перед наклейкой на автомобиль виниловой пленки. Удаление виниловой пленки также не является сложным, и это обычно делают с помощью фена, а остающиеся следы клеевой основы удаляют бензином или уайт-спиртом.
Как клеить виниловую пленку?
При всей кажущейся простоте процесса наклейки виниловой пленки на автомобиль, для качественной оклейки кузовных элементов, Вам все же требуется небольшая практика. Существует 2 способа оклейки автомобиля виниловой пленкой – "мокрый" и "сухой".
При "мокром" способе нанесения, при оклейке виниловой пленкой, используют "мыльный" раствор (20-25 капель обычного шампуня или "Fairy" на 1 литр воды), который перед наклейкой пленки, распыляют на поверхность кузовного элемента и на внутреннюю сторону виниловой пленки, чтобы при наложении на поверхность кузовного элемента, пленку проще было разглаживать, удалять пузырьки воздуха (особенно, если пленка не имеет "воздушных каналов") и т.д. При "мокром" способе нанесения, после удаления бумажной подложки, весь кусок пленки накладывают сразу на всю площадь поверхности кузовного элемента. Затем, используя мягкий резиновый или войлочный ракель (для текстурированных пленок), проводят "раскатку" виниловой пленки от центра к краям, с одновременным удалением складок, пузырьков воздуха и мыльного раствора, остающимся под виниловой пленкой.
При "сухом" способе оклейки виниловой пленки, техника нанесения такая же, только поверхность кузовного элемента и внутреннюю сторону пленки не смачивают водой, а виниловая пленка накладывается, и затем разглаживается прямо на сухую поверхность. При сухом способе нанесения бумажную подложку обычно удаляют постепенно, по мере приклеивания пленки к поверхности. При этом, пленку сначала также приклеивают к центральной ровной части поверхности элемента, затем "раскатывают" от центра к краям. В процессе "раскатывания" виниловой пленки, для повышения эластичности, пленку нагревают строительным феном, и проводят наклеивание виниловой пленки, от центра к краям, стараясь избегать образования пузырей, складок и попадания мусора на липкую сторону пленки.
В обоих способах виниловую пленку необходимо наклеивать на тщательно вымытую, очищенную и обезжиренную поверхность, а сам процесс оклейки нужно проводить в сухом, теплом помещении при температуре выше 200С и использовать для этого строительный фен, которым нагревают виниловую пленку (для повышения эластичности пленки при обтягивании кузовного элемента). Оклейка авто пленкой "своими руками", самостоятельно, без помощи кого-либо, у Вас вряд ли получится, и поэтому, перед оклейкой автомобиля заранее договоритесь с кем-то, кто сможет помочь вам в этом (информацию по обучению можно найти в разделе сайта "Как наклеить виниловую пленку" или в разделе сайта "Видео").
Как получают матовые и глянцевые виниловые пленки?
При начальном этапе производства, виниловая плёнка представляет собой бесцветную, полупрозрачную пленку, которую затем, для получения матовых пленок, окрашивают или, для получения глянцевых зеркальных пленок, металлизируют. Окрашивание пленки проводят путём добавления красителей в массу с исходным виниловым сырьем. А металлизацию, для получение глянцевых "хромированных" пленок, проводят методом термовакуумного напыления или вакуумной металлизации, в результате которого, получают популярные виниловые плёнки "хром", "золото", "черный хром", "синий хром" и т.д.
Для металлизации и получения на поверхности виниловых пленок блестящих глянцевых покрытий, используют металлический алюминий, который помещают в вакуумной камере в устройство для нагрева (испаритель), где при достаточно высокой температуре (около 1500о С) в вакууме, алюминий начинает интенсивно испаряться, в результате чего, атомы алюминия свободно и быстро распространяются в окружающее пространство вакуумной камеры. В вакуумной камере установлены специальные охлаждаемые валки, внешне напоминающие барабаны, через которые, со скоростью 450-500 м/мин, подается прозрачная виниловая пленка. В процессе прохождения пленки осуществляется активное охлаждение пленки, в результате чего, когда температура подложки пленки становится ниже критического значения, происходит конденсация алюминия на ее поверхности и таким образом получается "хромированная" виниловая пленка. Для получения цветных глянцевых хромированных пленок, например, пленки "золотой хром", "черный хром" или пленки "синий хром", после металлизации в отдельной камере, на металлизированную виниловую пленку наносится цветное ламинирующее покрытие. К преимуществу вакуумного метода металлизации поверхности виниловой пленки относится высокая чистота и равномерность осаждаемого блестящего покрытия, универсальность (возможно нанесение металлов, сплавов, диэлектриков), а также относительная простота реализации процесса.
Сколько стоит виниловая пленка?
Стоимость стандартной виниловой пленки "хром" в пределах 300 рублей за 1 пог. метр. Эластичная "хром" виниловая пленка стоит не более 700 руб. за 1 пог. метр. Предлагается ассортимент из 9 различных цветов "хромированной" пленки. Пленки "матовый перламутровый винил" или "матовый хром", обладают глубоким насыщенным цветом и на выбор предлагаются 8 различных цветов покрытия. Цена пленки "матовой хром" (кроме пленки "черный матовый хром"), не более 900 руб. за 1 пог. метр. Обычная матовая защитная пленка стоит в пределах 200-250 руб. за 1 пог. метр и общая стоимость матовой пленки, необходимой для полной оклейки кузовных элементов автомобиля, не превышает 5000 руб., что значительно меньше, даже самой дешевой окраски автомашины на технической станции. Сколько стоит карбоновая пленка для оклейки всего автомобиля? Стоимость карбоновой пленки 3D карбон, составляет 250 руб. за 1 пог. метр. Цена карбоновой пленки 4D не более 350 руб. за 1 пог. метр; пленка "черный карбон" предлагается даже по более низкой цене (как клеить карбоновую пленку можно посмотреть в разделе "Видео"). После оклейки автомобиля карбоновой пленкой, покрытие выглядит действительно, как натуральный карбон. Матовые виниловые пленки "металлик" стоят в пределах 400-500 руб. за 1 пог. метр, глянцевые виниловые пленки "металлик" стоят 900 руб. за 1 пог. метр.
Вининилография на авто – отличная альтернатива аэрографии
Винилография - оклейка виниловых пленок на авто с напечатанным на них рисунком, изображением и т.д. Винилография дает возможность изменить внешний вид Вашего автомобиля, в результате чего автомобиль будет выглядеть не хуже, чем после дорогостоящей аэрографии, и это отличный выбор для тех автовладельцев, кто хочет придать своему автомобилю эксклюзивный внешний вид. И если аэрография подразумевает собой значительные затраты на материал и на работу профессионалов студии, то стоимость винилографии доступна почти каждому. Например, цена винилографии на капот или борта автомобиля, на порядок дешевле, чем нанесение даже самого простого "рисунка" методом аэрографии. И при этом, наклейка на автомобиль виниловой пленкой с готовым "рисунком" представляет собой не только более дешевую альтернативу окрасочному покрытию, но и дает возможность получить полимерное покрытие, ничем не уступающее ей в качестве. Причем, если для подготовки поверхности кузовных элементов и нанесения рисунков методом аэрографии требуется от двух недель до месяца, то винилография на авто или оклейка виниловой пленкой с "готовым" рисунком, занимает не более двух-трех дней. Красочный и индивидуальный стиль винилографии позволяет создавать на автомобиле действительно уникальные рисунки, фотографии. И с помощью графического редактора, можно создавать любые "рисунки" самостоятельно, а потом распечатывать их в типографии на готовую виниловую пленку. В дополнение, использование винилографии на машине прекрасно защищает его лакокрасочное покрытие от сколов и небольших механических повреждений. И даже если, после нанесения винилографии, Вы оцарапали пленочное покрытие, можно заполировать этот участок поверхности или в крайнем случае, снова распечатать в типографии рисунок на виниловой пленке и потом переклеить пленку на кузовной элемент. Можно купить виниловую пленку для авто с готовым "рисунком" или фотографией, и сделать отдельную оклейку кузовных элементов автомобиля (так называемый "styling"), например, крыши, капота, двери и других элементов автомобиля. В этом случае, цена виниловой пленки, используемой для оклейки элемента автомобиля, вообще будет незначительной. Можно полностью оклеить кузов автомобиль виниловой пленкой (так называемый "wrapping"). В этом случае, стоимость оклейки виниловой пленкой все равно будет в разы дешевле, чем затраты на полную окраску кузова автомобиля. Самые популярные виниловые пленки, используемые для оклейки автомобиля, являются глянцевые виниловые пленки "хром", "синий хром", "черный хром", а также карбоновые пленки 3D карбон и 4D карбон. Помимо этого, для полной оклейки кузова автомобиля в последнее время, часто используют матовые или глянцевые виниловые пленки "металлик" (все варианты виниловых пленок представлены в "каталоге виниловых пленок").